velozona



[ Показать поток ] [ ] [ Покатушки ] [ FAQ ]

Отчет по Ладоге


Entered by АП on May 04, 2001 at 23:55:02:

Вот собственно наша версия событий (мы это Анндрей и Оля). Леше, Люде и Леше большое спасибо за компанию ... хоть и не так часто виделись в процессе самой поездки.

Итак,

0км. В Питер поехали дневным поездом – на ночные все билеты были раскуплены задолго до того как мы определились с программой на майские праздники. На московском вокзале встретили людей с байками, детьми и велорюкзаками, выезжавших в обратном направлении – на Москву потом Владимир, Касимов итд. Тепло поприветствовав нас, они застращали рядами колючей проволоки, следополосами, укрепленными точками и прочими противовелосипедными укреплениями в изобилии разбросанными на территории погранзоны, которая прикрывает весь северный берег Ладоги. Порадовавшись тому что вместо 400 километров скорее всего придется ехать намного меньше, мы двинулись в путь по Невскому.

Питер произвел двоякое впечатление – в чем-то более европейский, в чем-то более провинциальный чем Москва. Меньше всего понравились толпы гладко обритых молодых людей в кожанных куртках собравшихся в центре города посмотреть на фейерверк, народно погулять и покидаться бутылками. Еще не понравилось что в нерабочее время хрен обменяешь доллары – пришлось на утро менять с рук на Финском вокзале. Больше всего в этот визит понравился собственно фейерверк – с баржи на Неве на фоне окрашенной последними лучами заката Петропавловки. Еще дико понравилась старая заводская архитектура – раньше я все как-то видел центр и дворцы, а живописнейшие руины эпохи индустриальной революции оставались за кадром.

10км. С утра мы первым делом опоздали на электричку в 7.40 – ехали мы на Финский вокзал из Обухово, против ветра да еще и прокололись. Следущая электричка шла через 50 минут, и чтобы фатально не отстать от Леши и Co решили ехать не до Приозерска а до конечной в Кузнечном. Надо сказать что ехали с комфортом – электричку в 7.40 народ брал штурмом, а мы спокойно поставили велосипеды в первом тамбуре и сели у окна. Дорогу провели перепаковывая велорюкзаки и болтая с народом едущим на Малые скалы. Изучив карту поставили задачу заночевать за Лахденпохьей.

В Кузнечном закупились и вырулили на шоссе С-Петербург-Сортавала у знака СОРТАВАЛА 117 КМ (или что-то в этом духе). Солнышко, птички, а главное - природа. Это бллин не Подмосковье – кругом валуны, кривые елки, вереск, ягель и приятные горки – невысокие, зато довольно крутые. Асфальт скоро закончился и пошла дорога покрытая розовой щебенкой (в изобилии производящейся на карьерах поселка Кузнечный). Очень приятная дорога – только машины сильно пылили, но их было довольно мало.

Незаметно подкатили к щитам РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ и дальше ЛАХДЕНПОХСКИЙ РАЙОН за которыми нас встретила широко разрекламированная погранзона. Хотя с виду она и была серьезной – высокая колючка и следополоса, все оказалось совсем не страшно. Пограничники были предельно корректны хотя и подивились немного нашей экипировке. Здесь же выяснили что Леша и Со еще не проезжали а значит у нас есть таки шанс сегодня с ними повстречаться. Пока мы стояли, пост проехало несколько машин с финскими номерами – фины махали нам рукой, видимо принимали за своих. Интересно что за все время поездки обратно из погранзоны мы так и не выехали – возможно другой пост стоит на основном шоссе Лахденпохья-Сортавала, а может пограничники охраняют только Питерское направление. Погранцы рассказывали что в сезон с мая по сентябрь массовым явлением являются ходоки через границу – с кусачками, резиновыми лодками, аквалангами и прочими аттрибутами советских шпионских сериалов. Все равно смысл погранзоны от нас ускользнул – казалось бы попытки пересечения границы с русской стороны должны быть головной болью финских пограничников – а получается наоборот.

За границей Карелии природа стала еще красивее – теперь дорогу окружали не просто валуны, а гранитные останцы с вылизанным ледником бараньими лбами, а порой и просто отвесные скалы. На один такой останец в Хийтоле мы залезли и немножко погрелись на солнышке, болтая ногами. При въезде в Хийтолу случился забавный курьез – на дорогу выскочил человек, по виду – местный гопник и стал кричать чтобы мы остановились. Я решил наоборот втопить, тогда человек тормознул проезжавшего на велосипеде дедушку, отобрал у него велосипед и быстро догнал Олю. На поверку он оказался местным ментом, тоже обеспокоенным сохранностью финской границы.

Следующим оставленным финнами населенным пунктом был поселок Куркиёки, он же древний новгородский Кирьяжский погост, он же шведская крепость Кроноборг. Безумно живописное место!!! Глубоко вдающийся в сушу залив Ладожского озера, острова, скалы, шхеры и разбросанные посреди всей этой красоты финские хутора и домики. Остановились у фундамента разрушенной кирки и осмотрели любовно поставленные финами памятники - “Защитникам законного отечества 1939-1944” и жертвам гражданской войны в Финляндии 1918. Поехали дальше, но через 3 километра снова встали – на этот раз чтобы посмотреть старое финское кладбище. Часть могил полностью заросла травой, но на некоторых были поставлены достаточно свежие надгробья.

Тут нас наконец нагнали Леша и Со – оказывается они пару часов катались по Приозерску и окрестностям. Поехали дальше вместе... через несколько километров грейдер закончился и начался асфальт, но вскоре мы снова свернули на грунтовку идущую через Луминваару. Дорожка здесь была тоже на высшем уровне – кругом стояло множество хуторов со старыми финскими деревянными постройками, очень гармонично вписываэщимися в ландшафт. Километров через 12 мы отстали от Леши, причем самым смешным образом – Оля запросила отдых и получилось что мы кормили комаров (единственный раз за всю поездку) и перекусывали сами полчаса в то время как в 200 метрах за поворотом остальные осматривали кирку Луминваары.

Встретились мы снова уже в Лахденпохье, показавшейся мне типичным малоприглядным районным центром – при финнах это был маленький поселок, а провинциальный центр был в Куркиёки. Здесь грунтовка окончательно закончилась и до самого Лодейного Поля ехали почти исключительно по асфальту. Остановились на ночь в 5 километрах за городом, в придорожных кустах (роль которых выполнял шикарный ельник) и невдалеке от лесного озера. Итого вышло 100 км с Питером.

110км. Встали в 8, но выехали только в 10, минут на 20 позже Леши и Со. Благоразумно решив что больше мы их сегодня не увидим поставили следущие задачи: (1) тщательно осмотреть город Сортавала (2) полазить по скалам (3) не позже 8 быть в Питкяранте.

Вообще в плане интереса и живописности это был highpoint всей поездки – погода была отличной, пейзажи еще более живописными, а места еще более интересными. По дороге к Сортавале там и сям попадались остатки укрепленных точек линии Маннергейма. Сама Сортавала превзошла самые оптимистические ожидания. Я знал что это – бывшая столица Финской Карелии с богатой архитектурой, но что город был целиком стерт с лица земли советской авиацией во время Зимней войны. Однако фины по-видимому любовно восстановили его в 1941-44 и сейчас в архитектурном плане в городе есть на что посмотреть – тут и безусловный ШЕДЕВР финского конструктивизма гостиница “Серахуоне” и весьма оригинальный (хотя и немного помпезный) ансамбль бывшего управления делами православной церкви (соединенный открытой коллонадой с храмом). Милые модерновые купеческие дома начала века соседствуют с конструктивистскими решениями 1930ых годов...есть даже приятное пожарное депо с каланчой начала века. Вообщем в Выборге я не был, а из городов что я видел в России Сортавала за исключением пожалуй Питера единственный город производящий впечатление европейского.

Сфотографировались у памятника рунопевцу Шемейкке (а вовсе не Вайнамойнену как утверждали некоторые необразованные люди J))), пообедали на берегу Ладоги. Узнали о судоходстве на Валаам – навигация еще не открылась, а летом суда ходят не по расписанию но по крайней мере раз в день.

Через 9 километров за развилкой на Вяртсиля начался самый КРАСИВЫЙ участок – дорога прижата 100-метровыми горами к кромке узкого фьорда со скалистыми берегами. Мне это очень напомнило Шотландию (опять же вереск), только горы были много ниже, зато лес – гораздо красивее. В горловине фьорда мы остановились, спрятали велосипеды и полазили чуток по местным скалам (страховки с собой у нас естественно не было, но скалы были невысокие и совсем не сложные). Гуляли часа полтора и очень пожалели что нельзя было остановиться на ночь (на самом деле в последний день осталась куча времени... жалко). Но обязательно съездим на карельские скалы еще несколько раз, без велосипедов но со страховкой :-)

В Питкяранту въехали в 8.30 – пришлось срезать по спрямленному шоссе и не заезжать в Импилахти (а зря, там говорят очень красивые скалы) и к кресту скорби (памятник на развилке Петрозаводск-Суоярви в районе которой зимой 1940г фины окружили и уничтожили две советские танковые дивизии). Город малоинтересен – советская авиация спалила его зажигательными бомбами, а фины восстанавливать не стали. Доминирует труба целюлозо-бумажного комбината. Решили остановиться в гостинице. Цена приличная – 250р на человека, но качество на уровне ***. Ужинали в ресторане, играли в пул, смотрели Евроспорт (мылся в душе и пропустил на 5 минут результат римского дерби...так до Москвы и не узнал L). Белые ночи почти начались и без четверти 12 было еще вполне светло.

215км. Выехали в 8.30. Где-то сразу за Питкярантой проходит граница между гранитом и осадочными породами... Соответственно заканчивается Карелия финская (хотя до старой границы еще не близко) и начинается Карелия обычная – тайга, валуны, ровный унылый асфальт. Вообще весь день был под стать рельефу сонным и тихим – в поселке Салми (4км вдоль трассы) даже ни одна собака нас не облаяла.

Остановились у моста через Уксуйоки – по реке еще плыли отдельные льдина. Как впоследствии выяснилось Леша и Со встали в километре отсюда у порога 5 кс. Выехали они минут через 20 после того как мы прехали через мост и нагнали вскоре за Салми. В районе Погранкондушей мы от них уже отстали и остановились, пытаясь выяснить у местного населения не осталось ли чего от старой границы и как пройти к Варашеву камню. Но таких категорий местное население не воспринимало, и мы покатили дальше, преследуемые толпой пацанов на разномастных велосипедах.

Погода стала портиться и к обеду на нас были уже все теплые вещи. Вид Ладожского озера тоже не согревал – вдоль всего берега шла 100 метровая полоска льда. Проехали через Видлицу и Тулоксу и тормознули прямо незадолго перед Ильинским – дальше начиналась сплошная населенка в 35км длиной. По спидометру было уже за 100 км, но начинался дождь и вставать с палаткой не хотелось. По карте здесь у дороги бало длинное озеро, и я пошел поискать его для очистки совести – но нашел лишь глубокую канаву и поле (как выяснилось впоследствии на этом же самом месте годом ранее Илья Гуревич сотоварищи тоже искали озеро и тоже ничего не нашли).

Поехали дальше на Олонец и въехали (а вернее вползли в оный) в 8.40 вечера под проливным дождем и со шквальным ветром в морду. Очень болели колени. Километров за 10 до города фактически на наших глазах машина сбила женщину. Такая вот депрессивная концовка дня. Итого вышло 125 км и полных 8 ходовых часов.

340км. Рассказывать про город Олонец вообщем даже и нечего – скопление хрущоб, котелен, бараков и изб раскинувшееся на несколько километров вдоль М18 трассы и реки Мегрега. Когда-то я здесь уже был и мне очень не понравилось, по второму разу понравилось еще меньше. Гостиница Интурист, стоит 140 рублей, комфорт минимальный но душ в номере, в ресторане дискотека для “тем кому за ...” а так же для тех кто любит выпимши кричать друг другу “мы олОнецкие...”.

Единственный прикол – в городе много настоящих карел (местных), а в гостинице много настоящих финнов (приезжих). Причем первых от вторых почти не отличить – ни внешне, ни по одежде. Заходим в гостиницу, навстречу бросается мужичок с простым рыбацким лицом, в тертом камуфляже и на костылях и начинает что-то лопотать по чухонски. Как в Москве – “сам я не местный, инвалид войны, приехал к вам в город, живу на вокзале”. Оказалось и вправду не местный – автоторговец из Финляндии, приехал на рыбалку, живет в моторхоуме припаркованном у гостиницы. Очень интересно с ним поговорили – он сносно изъяснялся по-русски и по-английски. Между прочим выяснилось что в финском и вправду 12 падежей. С утра было ровно наоборот. Выползаем из гостиницы – навстречу финн. Лицо простое-простое, одет в камуфляж и лопочет по чухонски. Оказалось – местный алкаш, пробавляется нищенством у гостиницы.

С утра шел дождь, но вскоре прояснилось, хотя и оставалось очень холодно. Я в конец простудился (еще из Москвы выехал с больным горлом, но предыдущие дни вроде не мучался, а тут видимо дождик меня в конец доконал). Ехать ни куда не хотелось, особенно в Лодейное Поле, где я тоже бывал раньше и понравилось оно еще меньше Олонца. К тому же оставалось всего 47 км (а не 66 как по карте) и как убить все время было решительно непонятно.

Таким образом выехали в 10.30 и поплелись по трассе. Асфальт осточертел. За Мегрегой пробовали несколько раз уйти с М18 и поехать проселками, но один раз уперлись в болото, а другой раз – в разрушенный мост. Плюнули и поехали до Старой Слободы по основной дороге.

Настроение было 0 и монастыри лично мне был глубоко перпендикулярен. Я кажется обозвал архитектора трехшатровой колокольни предтечей лужковских башенок. Вообщем зря, там есть на что посмотреть... Решили съездить на противоположный конец монастырского озера. Настроение поднялось – то ли тайга подействовала умиротворяюще, то ли вид монастыря с подтопленных берегов, а скорее всего просто тот факт что мы 4 часа жгли костер из сухого можжевельника, грелись и варили суп. Прошли какие-то люди, прикурили от костерка и сказали что в нескольких метрах отсюда раньше жил сэр отшельник. Сходили посмотреть – и вправду на мысу напротив монастыря обозначались развалины скита.

В 6 выехали, пытались объехать озеро но уперлись в широкую протоку. Вернулись и заехали во второй, действующий монастырь. Оля пошла осматривать его, а я опять забил на достопримечательности и остался читать объявления. И был вознагражден – цитирую дословно: “Нарушители порядка на территории монастыря будут наказаны Богом и правоохранительными органами области.”

Обратно на М18 выехали по участку старого тракта, местами мощеным конкретным булыжником. Пересекли основную достопримечательность Лодейного Поля – разводной железнодорожно-автомобильный мост через Свирь и в 8.30 были на вокзале, где вскоре встретились с Лешей и Со – они ехали тем же маршрутом, но ночевали под Видлицами а Старую Слободу проехали не заметив наших дымов на другом берегу.

Все. 405км, большей частью по асфальту. В целом очень интересно, но последние 2 дня можно было бы разнообразить если свернуть с А130 (Сортавала-Олонец) на Р31 (Питкяранта-Пряжа) и заканчивать в Петрозаводске. Тогда вышло бы такое же расстояние но больше грунта и малоезженных дорог.





Cообщения




[ Перейти в поток ] [ ] [ Покатушки ] [ FAQ ]
Copyright © 97-2001 Глеб Зверев