Критиковать будем школу 3х9.
Разберем предметно темы лекций:
Что такое велотуризм? История велосипедного туризма в МГТУ. Особенности велосипедного туризма в МГТУ. Работа школы велосипедного туризма.
Устройство велосипеда. Ремонт и обслуживание велосипеда.
Физическая подготовка
Правила поведения на скатках. Правила дорожного движения для велосипедистов.
Снаряжение.
Питание в велосипедных категорийных походах.
Районы велосипедного туризма.
Организация и проведение категорийных велосипедных походов
Медицина и оказание первой помощи.
1. Вводная часть и история школы меня не интересуют, хотя и нужны. Что же касается особенностей "бауманской школы", то это не более чем декларация, а система питания имеет существенные недостатки, на которые укажет любой грамотный спортивный врач или просто опытный велосипедист.
2. Устройство и ремонт велосипеда - тема достаточно обширная, лучше всего подготовить методички (которые можно надергать из интернета), а практические занятия проводить в ПВД на конкретных примерах.
3. Физическая подготовка: ей нужно просто заниматься, ездить в походы. Рекомендую осваивать какой-нибудь вид спорта паралельно (особенно лыжи, борьба, возможно, бокс), для координации и тренировки характера хороши экстремальные динамические виды спорта, такие как прыжки с парашютом и горные лыжи (это особенно важно при попадании в нестандартные ситуации на дороге, например, когда обгоняет на большой скорости фура, воздушный поток которой может просто завалить велосипедиста).
Правила поведения в походах должны быть прописаны в требованиях к участникам, посвящать лекцию этому необязательно. Рекомендую ознакомиться с Уставом Сухопутных Войск, очень полезно.
ПДД нужно прочитать внимательно, желательно проверить свои знания при помощи билетов для категории "Б". Дорога требует компетентности, и хотя ГАИ не требует от велосипедиста сдачи экзамена, знать правила необходимо на уровне водителя автомобиля. Знать ПДД нужно для того, чтобы ездить безопасно и грамотно их нарушать. Кроме того, вряд ли возможно научить на лекции правильному ведению диалога с участниками движения, а это умение лично я считаю одним из основных условий безопасной и безпроблемной езды по дорогам общего пользования.
4. Снаряжение. Существует стандартный список, который может дополняться. Что касается конкретных моделей, то надо подбирать под свои, четко сформулированные требования. Следует учитывать и то, что новинки могут падать в цене после окончания сезона. Кроме того, я подозреваю, что эта лекция предназначена, в основном, для пополнения бюджета семьи Бреславских, а также других подобных личностей. Простой пример: мне срочно нужно было приобрести небольшой котелок. Я отправился в "Экстрим", где мне предлагали или пятилитровые каны или наборы. Все стоило около 1000 р. Я заглянул в "Полигон" (очень уважаю военные магазины, т.к. сам являюсь милитаристом), где приобрел полуторалитровый алюминевый армейский котелок, штуку очень функциональную и удобную, из которой можно пить коньяк и есть макароны.
5. Питание в походах. За консультациями по питанию следует обращаться к велогонщикам, марафонцам и спортивным врачам, но при этом делать поправки на погодные условия и несколько менее интенсивный характер работы. Т.е., я рекомендую не делать раскладки, как у тех же водников, а исходить из обычного питания, но увеличить долю таких продуктов, как сало, копченая грудинка и т.п. В принципе, если позволяют финансы и обстоятельства, не мешает приобретать свежее (лучше парное) мясо у местных, а также собирать грибы травы и, возможно, охотиться или ловить рыбу. Главное помнить золотое правило: "велосипедист должен есть часто и помногу". Экономить не следует, т.к. иначе можете уторчаться и попасть в аварию (это очень серьезно).
6. Районы велотуризма. Берете географические карты (физические, политические и экономико-географические), и выбираете понравившийся район. Изучаете его (иногда можно заглянуть и в энциклопедический словарь). Рекомендуется смотреть программы новостей и быть в курсе основных мировых событий. Если собираетесь в экзотический район, то ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно проконсультироваться с властями, МИД (если собираетесь за рубеж) или МВД. Если едете в тайгу, горы или к чукчам, то следует связаться с МЧС, если в пограничную зону - то с "сигуранцей".
7. Для организации похода нужно желание. Сложные походы самостоятельно организовывать рекомендую только при наличии определенного опыта (нужно рассчитать время, подобрать снаряжение и компанию), хотя отговаривать тоже не буду. Как говориться, дерзайте. В школе 3х9 будут расказывать об оформлении "катеГАРий", что никому не нужно.
8. Единственная лекция, которую, возможно, имеет смысл посетить. Но я рекомендовал бы проконсультироваться у спортивных врачей по составу аптечки и ремонту некоторых неисправностей велосипедиста.
Резюме:
лекции по велотуризму посещать не следует. Нужно просто пользоваться зравым смыслом и общими знаниями об окружающем мире, уточнять конкретные вещи и консультироваться у специалистов. И, самое главное: кататься на велосипеде.